Смысл фильма "Скрежет" и объяснение концовки

«Скрежет» (2022) — финский хоррор, который был впервые показан на кинофестивале «Сандэнс» 2022 года, и недавно появился на iTunes. Поскольку фильм изобилует различными символами и оставляет простор для интерпретаций, давайте разберем некоторые из них в этом анализе фильма.

О чем фильм «Скрежет» (2022)?

Скрежет (первоначальное название Pahanhautoja) — финский фильм ужасов режиссера Ханны Бергхольм начинается с показа на первый взгляд счастливой скандинавской семьи. Режиссер целенаправленно создает образ как будто прямо из красочных каталогов ИКЕА. Поддельные улыбки, пастельные тона и яркое освещение усиливают эффект.

У героини с загадочным именем Мать (София Хейккиля) есть все: успешная блогерская жизнь, семья и дочь по имени Тинджа (Сиири Солалинна), которая оставляет много сил в спортивном зале, чтобы стать успешной гимнасткой и чтобы мать ей гордилась.

В отличие от своей мамы, Тинджа гораздо более замкнутая и чувствительная — совершенно другая личность. Девочке тяжело ладить со сверстниками, кроме одного друга.

Однажды Тинджа находит в лесу яйцо. Не просто какое-то случайное яйцо, а яйцо вороны, которую Мать хладнокровно убила ранее. То, что вылупляется из яйца, оказывается мерзким существом, у которого возникает странная связь с Тинджей.

В основе фильма «Скрежет» (2022) лежит драматический фильм о неблагополучной семье, захваченной бессердечным человеком, который игнорирует счастье других, преследуя свое тщеславное видение свободной и счастливой жизни. А больше всех страдает от этого Тинджа. 

С одной стороны — ее лихорадочное стремление оправдать ожидания Матери, а с другой — ей нужно хранить тайну о существе, которое она случайно впустила в свою жизнь.

Внимание! Следующая часть статьи содержит спойлеры.

Теперь, когда вас предупредили, давайте перейдем к мельчайшим деталям.

uu53w2sl

Символика вороны

В сцене, открывающей «Скрежет», ворона влетает в комнату, роняя все, что встречает на своем пути, и заканчивается настоящим бедствием, когда орнаментированная люстра падает на землю и разлетается на куски.

Все это происходит, пока идеальная семья снимает один из видеороликов, посвященных купанию в собственной славе для маминого Instagram.

Выбор птицы не случаен, и есть множество способов интерпретировать появление вороны в фильме.

Известно, что вороны — это духовные животные, связанные с колдовством и ритуальной магией. Широко известные в славянской и скандинавской мифологиях, символические значения этих птиц варьировались от очень позитивных, таких как тотем удачи, знак трансформации и дерзости, до гораздо более зловещих интерпретаций, в том числе вороны как предвестники смерти, несчастья.

В библейском смысле вороны символизируют неизбежность смерти, так как летают вокруг висящих на крестах мужчин. Когда Бог наставлял Аарона и Моисея относительно животных, которых они могут есть, вороны были частью отвратительных птиц, которых нельзя есть, потому что они нечисты.

Ханна Бергхольм смешивает эти различные интерпретации и символы ворон.

С одной стороны, ворон, появляющийся в начальной сцене, предвещает безжалостный эгоцентризм Матери и поразительную разницу между Тинджей и Матерью. Мать обманчива, доводит Тинью до изнеможения тренировками, чтобы осуществить собственную несбыточную мечту стать гимнасткой.

Однако это не единственный способ взглянуть на эту сцену.

Учитывая, что фильм фокусируется на трансформационных изменениях, которые претерпевает Тинджа, ворона символизирует ее силу и способность приспосабливаться к сложной ситуации.

Другая любопытная интерпретация заключается в том, что ворона, которая позже вылупляется из яйца, которое Тинджа собирает в лесу, отражает силу материнского творения; формирование новой жизни. Тинджа выступает в роли матери для гадкого утенка, который вылезает из треснувшей скорлупы и дает ему убежище, несмотря на его отвратительный вид и характер обманщика.

qam23rd0

Ужас совершеннолетия

Одна из основных тем, которые Ханна Бергхольм обсуждает в «Скрежете» — это то, как Тинджа сражается со своими собственными демонами подросткового возраста.

Это становится понятно после внимательного просмотра нескольких моментов в фильме.

Когда отец замечает пятно крови на простынях, повторяющийся мотив мазка крови постоянно возвращается к интерпретации «вступления в женственность». Таким образом, кровь имеет важное значение в фильме и появляется в различных ситуациях. Ощутимая трансформация вылупившегося существа пропитана кровавыми визуальными эффектами, но вокруг остаются менее заметные капли крови — как пятно на одежде Матери после объятий с сыном.

Вылупившийся монстр, которого вынашивает Тинджа, также отражает трансформацию тела молодого человека — меняющийся запах, другой вид и замечание частей вашего тела, когда они претерпевают драматическую, яркую трансформацию (обратите внимание на клюв, который существо опускает). Как будто Бергхольм вплела вдохновленную ужасами интерпретацию сказки о гадком утенке.

Помимо телесного аспекта взросления, есть и психологический аспект, который исследует Ханна Бергхольм — сложные отношения между Тинджей и Матерью.

В первом акте Мать источает теплую ауру, хотя намек искусственности уже можно увидеть. Тем не менее, Тинджа верит в идеальный семейный образ и пытается вписаться в него.

После того, как существо вылупится, Тинджа узнает, как принять себя за пределами тюрьмы, построенной Матерью. Она растет, чтобы стать более независимой от своего властного родителя.

Типичной сценой в этом отношении является диалог, в котором Мать рассказывает Тиндже, что любит другого мужчину. Пока Мать надеется заслужить одобрение дочери, Тинджа начинает видеть сквозь запутанную паутину лжи. Среди всех осознанных кошмаров, которые вызывает в воображении Бергхольм, эта сцена запечатлела самую отвратительную манипуляцию, какую только можно себе представить.

Психологический вес этой сцены напоминает мне мини-сериал «Акт» (2019), где подобная динамика патологически авторитетной материнской фигуры бросает тень отчаяния и одиночества на хрупкую дочь.

В конце концов, настоящий ужас в фильме — это не обезумевшее чудовище, похожее на ворону, а степень жестокого обращения и контроля, которые Мать держит над всей своей семьей.

hr0au1fo

Как фильм показывает материнство

Еще одна интерпретация финского боди-хоррора «Скрежет» (2022) рассматривает отношения матери и дочери с другой точки зрения — как главная героиня Тинджа пытается исправить ошибки, допущенные ее матерью в аналогичной ответственности, которую она теперь несет.

Известно, что птицы сильно защищают своих детенышей, и это полная противоположность тому, что олицетворяет мать Тинджи. Хулиган по родословной, фальшивый блогер и довольно ужасный человек во всех отношениях, Мать делает все возможное, чтобы победить в конкурсе худших родителей в фильмах ужасов.

Парадоксально, но наблюдение за этим контрпримером материнства пробуждает в Тиндже родительские инстинкты. Хотя основа этой связи между существом и Тинджей не раскрывается до конца фильма, ясно, что главный герой демонстрирует материнское поведение. Тинджа неоднократно выходит за пределы своей зоны комфорта, то есть кормит существо рвотой, как это делают птицы. Кроме того, есть желание уберечь монстра от бездушной Матери.

cdcqfps3

Трансформация монстра

Как и в «Джокере» (2019), «Скрежет» также затрагивает тему того, как монстры часто становятся жертвами своих собственных семей.

После того, как Тинджа становится свидетелем злобного взрыва насилия, когда Мать ломает птице шею, девочка начинает буйствовать, разбивая воскресшую птицу в кровавое месиво. Возможно, совесть главной героини заставляет ее принести яйцо домой.

Затем яйцо олицетворяет гнев и зло, которые растут в Тиндже, а вылупление — поворотный момент, когда ее вредоносное альтер-эго появляется в этом мире.

Попытаемся интерпретировать финал фильма. Невинность Тинджи умирает вместе с ней, и новорождённое существо — теперь уже в полной форме — занимает её место.

Сцена очень напоминает ту же идею, которую использовал Тодд Филлипс в одной из последних сцен Джокера (2019). Через несколько минут после того, как его спасли из горящей машины, Артур рисует на лице окровавленную улыбку, приставив к голове пальцы в форме ружья — несомненный символ трагической смерти Артура и рождения Джокера.

Подобная параллель может существовать в финале фильма. Буквальная смерть невинного ребенка порождает более темное существо, которому теперь нужно приспособиться.

nvak5smg

Элементы боди-хоррора в фильме

Поклонники ужасов радуются всякий раз, когда фильм доходит до крайностей.

Бергхольм передает атмосферу Кроненберга, объединяя всех всадников Апокалипсиса — липкие жидкости, усиленные плотские звуки, которые заставляют ваши уши скрипеть, обильное использование крови и отвратительные конструкции существ, которые являются настоящим топливом для кошмаров.

Аниматронная марионетка, использованная в фильме, добавляет ему жути. Кстати, вот забавный факт — проектом по дизайну существ руководил Густав Хёген, ведущий дизайнер аниматроников последних частей «Звездных войн» и «Мира Юрского периода». Бергхольм поделилась в интервью, что ворона никак не может быть компьютерной графикой.

Сказать, что Бергхольм использует элементы ужасов, чтобы ошеломить, было бы предосудительным преуменьшением. Наоборот, финский режиссер сплетает их в манере «Лабиринта Фавна» Гильермо дель Торо (2006), чтобы оставить нас с глубоким дискомфортом. Через некоторое время мы погружаемся в причудливую ситуацию, становясь более привычными к такому процесса роста.

Есть и моменты предельной жуткости.

Бергхольм невероятно хорошо уравновешивает отображение существа, явно черпая вдохновение из «Мухи» (1986). Тем не менее, самые тревожные части фильма втиснуты в его первую часть, в результате чего ставки в третьем акте несколько ниже, чем ожидалось.

clrxpfam

Игра красок в фильме

Одна особенно удивительная вещь в этом фильме — его нюансы визуальной эстетики.

Цвета, дизайн интерьера, даже освещение и цветовая гамма играют ключевую роль в повествовании. Опишем их.

Белый цвет часто олицетворяет невинность – в частности, белое платье, поскольку оно напоминает свадебное платье, символ чистоты.

Тинджа одевается в основном в белое, иногда меняя его на веселые цвета, которые, тем не менее, сильно отстают от сумасбродного чувства элегантности ее матери. Оттенки белого создают резкий контраст с более темными оттенками, к которым Бергхольм обращается всякий раз, когда вступают в действие элементы ужасов. Это очень хитрый способ создать настроение и создать тревожный контраст. Этот метод также широко использовался в фильмах «Плетеный человек» (1873 г.) и «Мидсоммар» (2019 г.).

Цветы везде

Вы, наверное, заметили обои, верно? Они помешаны.

Букеты цветов, расставленные по всем стенам – от коридоров до отдельных комнат – создают в доме необычную, сказочную атмосферу.

Это сделано специально, поскольку контрастирует с тем, что на самом деле показывает неблагополучная семья. Бергхольм снова применяет цвета как средство построения контраста между восприятием действительности и самой реальностью.


Понравилась запись? Поделись с друзьями и поддержи сайт:




Написать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *