В 2007 году дуэт сценаристов и режиссеров Джоэл и Итан Коэн выпустили «Старикам тут не место» — экранизацию знаменитого одноименного романа Кормака Маккарти. Он быстро стал одним из лучших произведений в их и без того звездной карьере, получив множество наград, в том числе премию Оскар за лучший фильм 2008 года.
За последние годы зрители-ретроспективщики назвали фильм одним из лучших фильмов 2000-х годов. Неудивительно, что кинозрители стекаются к нему и по сей день, будь то преданные поклонники Коэна или новички в кинематографе. В данной статье мы рассмотрим, в чем смысл фильма “Старикам тут не место” и каково объяснение концовки.
«Старикам тут не место» — во многом простая криминальная драма. Она показывает нам человека, который натыкается на место, где прошла неудачная сделка с наркотиками и пытается уйти с кейсом, полным денег, когда его преследуют наемный убийца и шериф. Однако по ходу фильма возникают различные неясности, кульминацией которых является концовка, над которой фанаты до сих пор разбираются.
Мексика
Катализатор событий «Старикам здесь не место» происходит, когда Ллевелин Мосс натыкается на последствия перестрелки в Техасе во время браконьерства. Ллевелин находит и забирает сумку с деньгами с места перестрелки. Последующая история очень плотно сосредоточена всего на нескольких людях, оказавшихся в центре разворачивающегося хаоса, а это значит, что мы никогда не узнаем так много о том, кто участвовал в перестрелке и почему все пошло плохо.
Что мы действительно знаем, основываясь на обсуждениях главных героев о перестрелке, так это о том, что в ней участвовали две крупные преступные группировки, одна базирующаяся в Мексике, а другая — в Соединенных Штатах. Хотя фильм ненадолго перемещается к югу от границы, большая его часть разворачивается с американской точки зрения, поэтому мы не знаем, какой картель или другая группа в первую очередь перевозила наркотики через границу.
Сиквела «Старикам здесь не место» не будет , но если бы он был, он мог бы сосредоточиться на будущем мексиканского картеля и его поставках наркотиков, что они планируют с ними делать и как они могут отомстить своим коллегам по ту сторону границы.
Техас
Зрители знают, что мексиканская половина сделки с наркотиками пошла плохо, но из событий фильма становится ясно, что другая сторона может оказаться в гораздо худшем положении к тому времени, когда уляжется пыль.
С американской стороны организация, пытающаяся купить наркотики, не имеет ни нужных им наркотиков, ни денег, которые они планировали потратить после того, как Ллевелин сбежал с ними, что с самого начала поставило их в затруднительное положение.
Затем, что еще хуже, Антон Чигур запускает против них свой собственный террор, который, кажется, доходит до самого верха.
Мы не знаем, был ли человек, который посылает киллера Карсона Уэллса преследовать Чигура и вернуть деньги, на самом верху организации, но он явно был ключевой частью руководства, и к концу фильма он тоже мертв.
Возможно, сейчас в Техасе существует преступная группировка без лидера, пытающееся рассеяться, чтобы избежать правоохранительных органов, или перегруппироваться и продолжить свою деятельность.
Следующий шериф
Большая часть «Старикам здесь не место» рассказывает о шерифе Эде Томе Белле , который все больше беспокоится о своем месте в мире в качестве стареющего представителя закона. Чем глубже Белл погружается в ситуацию, связанную с Моссом, Чигуром, неудачной сделкой с наркотиками и пропавшими деньгами, тем больше он беспокоится о будущем.
В какой-то момент он откровенно говорит, что просто чувствует себя «превзойденным» и беспокоится, что насилие вокруг него обостряется так, что он не может с этим бороться. Он отмечает, что раньше многие полицейские в его районе ходили без оружия, а теперь это кажется устаревшим.
К концу фильма Эд Том уходит на пенсию, его чувство закона и порядка перевернуто с ног на голову делом Мосса, а это значит, что теперь кто-то другой должен пойти по его стопам и стать следующим шерифом. Будь то его заместитель Венделл или кто-то еще, Белл, без сомнения, будет иметь определенный авторитет в своем сообществе как своего рода пожилой государственный деятель.
Он не собирается просто отсиживаться в своем доме и ни с кем не разговаривать, поэтому нам остается только гадать: теперь, когда его душевное состояние навсегда изменилось, как он отреагирует, когда следующий шериф придет за советом? Будет ли у него какая-то мудрость, которой он может поделиться, или он чувствует, что эпоха для него прошла?
Судьба Чигура
Большую часть «Старикам здесь не место» наемный убийца Антон Чигур чувствует себя неудержимой машиной для убийств. Даже после того, как Моссу удается подстрелить его во время перестрелки на Орлином перевале, Чигур все еще может спокойно и методично инсценировать взрыв, который позволяет ему ограбить аптеку, а затем с пугающей эффективностью и осторожностью подлатать себя. К концу фильма мы чувствуем, что даже если другим персонажам удастся причинить ему боль, они не смогут его остановить.
Но в последние минуты Чигур упал не из-за пули, а из-за автомобильной аварии, в результате которой ему сломали руку, и он остался окровавленным и ковыляющим посреди одесского района. Когда мы видим его в последний раз, Чигур только что подкупил группу мальчиков , чтобы они держали язык за зубами — но неужели мы действительно верим, что они никогда никому не расскажут?
Является ли этот несчастный случай тем, что, наконец, сделало Чигура достаточно уязвимым, чтобы его можно было сбить, или он просто вырежет свою руку и выживет, чтобы прожить еще один день? Автомобильная авария, кажется, единственная вещь, которая действительно выводит его из себя во всем фильме, так что трудно сказать.
Кейс, полный денег
МакГаффин в центре « Старикам здесь не место» — это сумка, содержащая более 2 миллионов долларов, изначально предназначенная для покупки пикапа, набитого наркотиками. Мы наблюдаем, как деньги переходят из рук в руки от мертвых торговцев наркотиками к Ллевелину Моссу , а затем, наконец, попадают к Антону Чигуру, который забирает их из гостиничного номера Мосса после его убийства.
Так что же происходит с деньгами после этого? Мы знаем, что в него с самого начала было помещено устройство слежения, но Мосс его уничтожил. Мы также знаем, что Чигур все еще мог выследить Мосса без трекера, и Чигур не исчез бесшумно. Удастся ли его оставшимся в живых бывшим работодателям выследить его, или Чигур использует деньги только для того, чтобы исчезнуть? Если кому и удается спрятать себя и 2 миллиона долларов на виду, так это, вероятно, Антон Чигур.
Другие убийцы
В середине фильма, отчаянно пытаясь выследить Чигура и вернуть деньги, которые он украл после убийства двух своих соратников, человек в офисном здании нанимает Карсона Уэллса, чтобы тот разыскал Мосса и вернул деньги до того, как Чигур сможет это сделать.
Уэллс, сам по себе опытный наемный убийца, достаточно знаком с Чигуром, чтобы понять, насколько он опасен, и достаточно умен, чтобы попытаться добраться до денег, не привлекая непосредственно своего коллегу. Чигур все равно находит его и из принципа убивает.
Если организация, которая наняла Уэллса, все еще пытается выследить Чигура и деньги после окончания фильма, есть большая вероятность, что они будут искать других наемных убийц и, возможно, отправят более одного в своего рода соревновании, чтобы увидеть, кто может наконец-то убить Чигура.
Легко представить, что каждый из этих людей пробует разные подходы, и также легко представить, как Чигур убивает каждого из них, но, возможно, если организация пройдет через достаточное количество наемных убийц, они смогут измотать Чигура.
Подбрасывание монеты
Пытаясь описать Антона Чигура Ллевелину Моссу, Карсон Уэллс говорит, что у него есть «принципы, которые выходят за рамки денег, наркотиков или чего-то подобного». Мы видим, как эти принципы вступают в игру очень специфическими способами дважды в фильме, когда Чигур вытаскивает монету и просит свою жертву объявить жеребьевку.
В первый раз, когда он делает это с дежурным заправочной станции, он играет в азартную игру на жизнь человека, потому что этот человек сунул нос в его дела. Человек выигрывает жеребьевку и выживает.
Во второй раз, когда Чигур использует подбрасывание монеты, он с женой Мосса, Карлой Джин , но когда он просит ее сделать подбрасывание, она отказывается. В захватывающем взгляде на разум Чигура мы наблюдаем, как он снова и снова требует, чтобы она объявила жеребьевку, а Карла Джин все еще отказывается. Она настаивает на том, что монета не имеет к этому никакого отношения, и Чигур отвечает: «Я попал сюда так же, как и монета».
Мир, каким его видит Чигур, — это то, что ему нужно навести в какой-то форме порядка. Он верит в правила до такой степени, что может позволить судьбе решать судьбы людей. Его последние слова Карле Джин являются свидетельством того, что что-то в его прошлом, возможно, какое-то событие, находящееся вне его контроля, глубоко сформировало его и превратило в инструмент порядка, которым он пытается быть сейчас.
«Ты не можешь остановить то, что грядет»
Ближе к концу фильма, после того как он нашел Ллевелин Мосс мертвым и понял, что деньги пропали, Эд Том Белл возвращается домой, чтобы навестить своего дядю, бывшего законника, живущего в уединении в ветхом доме. В ходе их разговора Эд Том дает понять, что чувствует, что не может бороться с современным классом преступников. Ему кажется, что мир прошел мимо него, преступность слишком разрослась, а в правоохранительных органах нет места для такого тихого старика, как он.
Эллис отвечает с определенной долей сочувствия, но также рассказывает ему об ужасном преступлении, совершенном несколько десятилетий назад, которое, хотя и не совсем соответствует массовой перестрелке с наркотиками в начале фильма, все же напоминает Эду Тому, что в насилии нет ничего нового.
Мир — темное место, особенно если вы посвятите свою жизнь борьбе на стороне света. Дядя Эда Тома напоминает ему, что «вы не можете остановить то, что грядет», подразумевая, что все, что он может сделать, это все, что в его силах. Эд Том, похоже, согласен с этим, но также считает, что пришло время уйти в отставку. Сцена является идеальным воплощением размышлений в фильме о том, как насилие охотится на душу, и напоминанием зрителям о том, что меняется не мир, а мы.
Мечта Эда Тома
Картина известна многими вещами, но, пожалуй, больше всего она известна своей неоднозначной финальной сценой. Эд Том Белл сидит за обеденным столом и рассказывает жене о своем сне. Во сне он и его отец едут верхом сквозь ночь, а его отец едет впереди него, неся огонь в роге.
Эд Том явно обеспокоен, описывая сон, и отмечает, что его отец молчал, опустив голову, когда ехал впереди него, чтобы развести огонь. Эд Том заключает, говоря, что он знал, что его отец будет ждать впереди, разведя огонь «в таком холоде и во всей этой темноте». На этом и сон, и фильм заканчиваются, оставляя некоторых зрителей чесать затылки.
В контексте остальной части фильма, когда Эд Том оценивает свое место в мире, который, как он чувствует, прошел мимо него, сон кажется заключением человека, который знает, что смерть — это следующая веха. Он уже ушел из профессии, которой его отец занимался до него, его отец давно умер, и поэтому его подсознание говорит ему, что воссоединение в загробной жизни, похоже, впереди. Но, конечно же, Эд Том проснулся ото сна, а это значит, что, возможно, ему осталось еще немного времени пожить, прежде чем это произойдет.
Понравилась запись? Поделись с друзьями и поддержи сайт: