Чем отличается ламповый усилитель от транзисторного?

Пожалуй, этот спор среди аудиофилов никогда не будет разрешён – лампа против транзистора. Что же лучше на самом деле? Можно сколько угодно говорить о «мягкости», «чёткости», «прозрачности» звука на лампе. Но если сравнивать звук по физическим параметрам, то становится понятно невероятное превосходство транзисторов. Конечно, преимущества и недостатки присутствуют у каждого элемента. Тем не менее, в среде аудиофилов принято считать, что лампы создают «правильный» звук. Чтобы выбрать усилитель звука, необходимо определиться с собственными целями. Главные минусы биполярных транзисторов заключены в их нелинейности, и как следствие – существенном перегреве. Между тем, лампа существенно лучше согласуется с громкоговорителем (речь идёт о согласовании сопротивлений).

Лампы всё же лучше для аудиофила?

На первый взгляд, действительно, кажется именно так. Однако, практика показывает обратное. Дело в том, что практически каждый современный усилитель на транзисторах (и биполярных, и полевых) опутан общей обратной связью. Данный подход позволяет добиться следующих эффектов:

  • понижение выходного сопротивления
  • обеспечение стабильности работы
  • расширение диапазона частот
  • независимость от температуры кристаллов транзисторов.

Это позволяет добиться не только высочайших аудио-характеристик, но и минимизировать габариты усилителя, обеспечить компактность корпуса и максимально снизить розничную стоимость. Однако, не всё так радужно, как кажется обывателю на первый взгляд. У общей обратной связи есть свои недостатки. Именно к ним и апеллируют фанаты лампового звука.

Интермодуляционные искажения

Цепь обратной связи раз за разом возвращает отправленный сигнал на вход каскада усиления. Результатом такого действия становится возникновение многократных откликов, которые, безусловно, слышны.

Как правило, время размывания сигнала в данном случае составляет 100 мс и более.

Фазовая картина начинает разрушаться. Звук изобилует «металличностью». Он становится жёстким, бьёт по ушам. Профессионалы такой звук называют ненатуральным, искусственным. Индустрия сумела предложить покупателю усилители на качественных «звуковых» транзисторах. Они дают возможность полностью отказаться от обратной связи. Благодаря современной элементной базе и достигается та самая «чёткость», «прозрачность», «натуральность» звука. Хоть в лампах и нет обратной связи, в них присутствует трансформатор, который также способен ухудшать звук. В видео музыкант сравнивает два комбо-усилителя (один построен на лампах, другой – на транзисторах):


Понравилась запись? Поделись с друзьями и поддержи сайт:




Написать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *